Проект "Безопасный город"
«Безопасный город» в действииМногие города России готовы заявить о развитии в своём регионе проекта «Безопасный город». Действительно, внедрение современных информационных технологий в оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел является одной из самых эффективных мер по увеличению общей безопасности города. Повышение технической оснащённости, применение современных средств мониторинга, средств обеспечения безопасности, механизмов анализа накопленных данных и оперативного реагирования - это меры, способные принести значительный результат для противодействия росту криминала и создания безопасной среды для жизнедеятельности граждан. Эффективная работа системы мониторинга, как общей информационно-технологической инфраструктуры, возможна при использовании интеллектуальных технологий, способных автоматизировать работу специалистов по обеспечению безопасности и повысить социально-экономический эффект от финансовых вложений. Следует отметить, что современный уровень и состояние безопасности многих городов страны указывают на необходимость выработки и использования новых методов её обеспечения на основе аппаратно-программных комплексов безопасности. На состояние безопасности населения современных городов существенное влияние оказывают следующие факторы: * отсутствие системного централизованного механизма обеспечения безопасности населения; * существующие угрозы распространения терроризма и экстремизма; * возрастающая мобильность населения; * отсутствие единого информационного пространства для экстренного обмена информацией между силами, участвующими в обеспечении безопасности; * недостаточный уровень использования интеллектуальных технологий в сфере обеспечения безопасности; * отсутствие единого межведомственного информационного центра, аккумулирующего данные и осуществляющего мониторинг всех систем, задействованных в обеспечении безопасности (информационные реестры, видеонаблюдение, мониторинг ЖКХ и проч.). На решение этих проблем и направлено создание и развитие комплексов «Безопасный город». Попробуем определить, что же должен включать современный комплекс. Начнём с определения целей, это: * повышение уровня общественной и личной безопасности граждан; * защита граждан от угроз природного и техногенного характера; * снижение уровня криминальной активности. Задачи, решаемые комплексом «Безопасный город»: * обеспечение общественной и личной безопасности граждан; * профилактика явлений криминального характера и террористической деятельности; * получение объективной оценки оперативной обстановки при реагировании и проведении массовых мероприятий; * обеспечение безопасности дорожного движения; * обеспечение безопасности объектов транспорта и транспортной инфраструктуры; * обеспечение безопасности жилых объектов, природных и технологических объектов, связанных с повышенным риском; * обеспечение безопасности объектов городского хозяйства (включая объекты ЖКХ); * эффективное управление силами и средствами; * мониторинг экологической обстановки и чрезвычайных ситуаций; * мониторинг эффективности деятельности служб общественной безопасности. В трёх городах страны - это Челябинск, Ханты-Мансийск, Екатеринбург - реализованы на современном технологическом уровне масштабные комплексы «Безопасный город», которые уже приносят результаты, на их примере будет рассмотрена структура и функционал систем такого рода. Под понятием «Безопасный город» в этих городах понимается комплекс систем, развёрнутых в рамках города или региона, объединённых единой информационной средой, направленных на обеспечение технической поддержки службам общественной безопасности. Системным интегратором в этих городах выступила компания «Астра СТ» (группа компаний Verysell). В типовой комплекс входят следующие системы: * городская система интеллектуального видеонаблюдения, охватывающая места массового скопления людей, оживлённые перекрёстки, участки междугородних трасс, школы и больницы города, а также включающая коммерческие системы видеонаблюдения (торгово-развлекательные комплексы, автозаправочные станции и др.); * геоинформационная система мониторинга подвижных объектов (электронная карта города); * подсистема экстренной связи «гражданин-милиция»; * подсистема видеофиксации нарушений правил дорожного движения «административная практика»; * подсистема обнаружения автомобилей, находящихся в розыске; * объединённые базы данных с интеллектуальными механизмами поиска и анализа информации; * центры управления нарядами, объединяющие преимущества остальных систем. Комплекс «Безопасный город» может также включать специфичные системы в соответствии с актуальными задачами для региона: * система обеспечения безопасности объектов ЖКХ; * система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; * система мониторинга экологического состояния региона; * единая система обработки и хранения медицинской информации для жителей региона. Архитектурной особенностью всех комплексов, реализованных компанией «Астра СТ» является организация высокоскоростной мультисервисной сети, а также централизация обработки и хранения. Это означает, что информация от всех систем города передаётся через единые каналы связи и аккумулируется в архиве общего центра обработки данных, который в зависимости от условий региона развёрнут на базе УВД города, ГУВД области, МВД, МЧС, правительства области или другого ведомства. Для доступа пользователей к системам комплекса разворачиваются специализированные центры мониторинга и управления, которые посредством мультисервисной сети обмениваются информацией с общим центром обработки в рамках своих полномочий. Среди таких центров могут быть развёрнуты: * центр управления нарядами и патрулями при УВД города с электронной картой города, доступом к системе городского видеонаблюдения, системам охранно-пожарной сигнализации и системам экстренной связи «гражданин-милиция»; * центр мониторинга обстановки на дорогах города и междугородних трассах при ГИБДД; * центр управления силами и средствами служб экстренного реагирования (МЧС, пожарная охрана, служба спасения); * центры мониторинга чрезвычайных ситуаций и экологической обстановки при МЧС; * медицинский информационный центр при Министерстве Здравоохранения для доступа к единой медицинской базе данных по жителям региона; * информационно-аналитический центр дорожно-транспортных происшествий при ГИБДД - «бюро страховых историй автоводителей» для доступа представителей страховых компаний. Проектирование всех подсистем АПК «Безопасный город» производится с учётом достижений современных технологий и с обеспечением возможности дальнейшего увеличения функционала и производительности. Проработанная структура проекта позволяет развернуть в краткие сроки центр обработки данных и подключить самые разнообразные автоматизированные подсистемы обеспечения безопасности в единое информационное пространство (мультисервисную сеть). К возможностям применяемых информационных систем относится: * применение цифровых мегапиксельных камер видеонаблюдения с цифровым выходом для подключения в единую сеть; * обеспечение бесперебойной работы оборудования на постах видеонаблюдения и в центре обработки данных; * применение специализированных видеостен для отображения оперативной обстановки на автоматизированных рабочих местах в центре управления нарядами и центре управления силами и средствами; * применение автономных комплексов обработки видеоинформации на участках трасс (блок-контейнеров с оборудованием); * отображение текущей обстановки и подвижных объектов на электронной ситуационной карте города, при этом отображается состояние каждого объекта: скорость движения патрульного экипажа, его текущее задание, вооружение, запас топлива, характеристики чрезвычайной ситуации, задействованные силы и пр.; * запись переговоров в центре управления нарядами с ведением единой базы данных обращений и ситуаций; * подключение к мультисервисной сети дополнительных служб: датчики систем охранно-пожарной сигнализации, датчики оценки экологического состояния атмосферного воздуха, датчики контроля функционирования автоматизированных котельных, насосных станций, контроля состояния плотин и трубопроводов; * использование объединённых баз данных с интеллектуальными механизмами поиска и анализа информации для ведения следственной работы, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, мониторинга эффективности деятельности. Возвращаясь к городам, в которых реально функционирует комплекс «Безопасный город», опишем особенности решения в каждом из них. Челябинск. На первом этапе создания комплексов специалисты «Астра СТ» получили от ГУВД Челябинской области техническое задание, в котором были указаны требования к элементам «Безопасного города» и описаны уже развёрнутые системы комплекса для возможности интеграции. После стадии проектирования компания приступила к реализации. Собственные разработки «Астра СТ» были интегрированы с зарекомендовавшими себя системами, например, видеоданные ПО Интеллект от компании ITV использует модуль «Административная практика». Интересно, что благодаря этому модулю уже сейчас идут отчисления в бюджет за счёт выписки постановлений об административных правонарушениях (нарушение разметки, превышение скорости, движение на запрещающий сигнал светофора) на участках трассы и на дорогах города. В Челябинске развёрнута городская сеть видеонаблюдения, подсистема экстренной связи «гражданин-милиция», система мониторинга местонахождения экипажей патрульно-постовой службы, подсистема видеофиксации нарушений правил дорожного движения, подсистема обнаружения угнанных автомобилей. В городе создана мультисервисная сеть передачи данных, построен единый центр обработки данных и два центра видеомониторинга (по линии МОБ и по линии ГИБДД). Сетью видеонаблюдения покрыты центральные площади и парки города, оживлённые перекрёстки, вокзал, торговые и развлекательные комплексы, участки федеральной трассы М5. В городе установлено 230 цифровых мегапиксельных видеокамер, которые распределены между 21 постом видеонаблюдения по линии МОБ, 7 постами по линии ГИБДД и 15 школами города. Такие камеры обеспечивают наблюдение за площадью, которая в десять раз превышает аналогичный показатель аналоговых камер. Установлен единый центр обработки данных с видеоархивом, способный сохранять весь объём видеоинформации системы городского видеонаблюдения в течение 7 дней. Кроме того на 30 дней сохраняются видеоданные с частотой 1 кадр в секунду. Для наблюдения за обстановкой и работы с видеоархивом созданы три Центра Видеомониторинга (ЦВМ). Первый (по линии МОБ) оборудован 8 рабочими местами, из которых 4 используется в круглосуточном режиме. Второй (по линии ГИБДД) и третий (по линии Обл. ГИБДД) имеют автоматизированные рабочие места, которые позволяют инспекторам обрабатывать накопленные постановления о наложении штрафов за нарушения, зафиксированные системой видеофиксации, а также дают возможность проводить анализ произошедших ДТП - на дорогах города или на участках трассы. В Екатеринбурге развёрнут один из самых технологичных в стране комплексов городского видеонаблюдения. Для системы применяются цифровые камеры с разрешением 3 и 5 Мп, а также поворотные камеры с оптическим увеличением, которые позволяют охватить участки большой площади. Сетью видеонаблюдения покрыты оживлённые перекрёстки, участки городских транспортных артерий, административный центр города, кроме того ведётся контроль за общей обстановкой в городе за счёт установки камер под крышами зданий. Для передачи данных построена единая специализированная высокоскоростная мультисервисная сеть, с цифровыми линиями связи, что позволяет передавать информацию между всеми участниками информационного обмена без потери качества сигнала, а также увеличивать количество точек доступа. Пропускная способность сети на каждом участке составляет от 1 до 10Гб/с. Архив центра обработки данных подключён к мультисервисной сети каналом с пропускной способностью 10 Гб/с. Хранилище позволяет сохранять весь объём видеоинформации системы городского видеонаблюдения в течение 14 дней. Кроме того на 30 дней сохраняются видеоданные с частотой 1 кадр в секунду. Центр видеомониторинга расположен в УВД города. На его базе установлены специализированные рабочие места (видео стены). Управление камерами осуществляется из центра управления нарядами на основе электронной карты города, одним из слоёв которой являются посты видеонаблюдения. Оперативный дежурный выбирает нужную точку на карте и получает видеопоток на мониторе видеостены. В Челябинске и Екатеринбурге в рамках проекта развёрнута информационная система «Административная практика», которая выполняет задачи видеофиксации нарушений правил дорожного движения (проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение разметки, превышение скорости). Данная система фиксирует нарушения и формирует постановления о наложении административных штрафов, прикладывая к ним фотоматериалы нарушения. Инспектор через специализированное рабочее место вмешивается в этот процесс, принимая решения по каждому случаю. Информация по выданным постановлениям заносится в ведомственную базу данных и ставится на контроль. АПК «Безопасный город» в Ханты-Мансийске основан на базе системы городского видеонаблюдения, которая охватывает 27 точек на центральных перекрёстках города и в местах массового скопления людей (центральная площадь, развлекательные комплексы, пешеходные улицы). Для видеонаблюдения используются поворотные камеры с оптическим увеличением для высокой детализации. Камеры объединены гибридной сетью передачи данных, которая включает оптоволоконные линии связи и каналы беспроводного широкополосного доступа (на основе 6 базовых станций). Система имеет единый центр видеомониторинга, который подключён к сети передачи данных по высокоскоростным каналам. Хранилище видеоинформации позволяет сохранять весь объём видеоданных в течение двух дней, кроме того на две недели сохраняются записи с частотой 1 кадр в секунду. Уже сейчас можно утверждать, что данный уровень развития проекта «Безопасный город» - только первый этап создания более масштабного комплекса. Но сегодня, опираясь на опыт компании «Астра СТ», мы можем оценивать актуальные пути развития комплекса. К ним относится: * охват системой мониторинга и экстренной связи всех школ и лечебных учреждений городов; * включение систем видеонаблюдения крупных офисно-торговых и развлекательных центров в единую сеть городского видеонаблюдения; * повышение катастрофоустойчивости системы путём создания резервного центра обработки данных; * применение беспилотных летающих механизмов для оперативного наблюдения через центры управления нарядами; * развитие единого информационного ресурса «электронная база событий» для решения задач оперативно-розыскной работы, мониторинга, анализа, предотвращения и профилактики преступлений.